кабир навсегда
кабир навсегда
ролевая игра по мотивам произведений Г. Л. Олди
О костюмах к лангедоку "Кабир навсегда"
Итак, по словам мастера, "Кабирский эмират у Олдей - это средневековая передне- или среднеазиатская держава, какой-нибудь Арабский халифат или государство хорезмшахов", а Шулма - это "псевдо-Монголия". Антураж соответствующий. Теперь посмотрим для примера, какие костюмы упоминаются в "Пути меча" (как наиболее подробном из источников):
Кабир. Женские:
"Прическа высоким узлом с перьями зимородка и жемчужными нитями, две шпильки в виде парящих фениксов. Халат длинный, багрово-дымчатого атласа (...). Пояс-обруч, свисает чуть ниже талии, украшен бляхами из яшмы в золотой оправе. Туфельки шелковые, остроносые, узор выткан ярко-пунцовой и золотой нитью... Безрукавка поверх халата, бледно-салатовая" (Юнъэр Мэйланьская)
"Атласные шаровары и длиннополый халат, остроносые туфельки, расшитые бисером" (она же)
"Черный облегающий костюм для верховой езды с серебряным шитьем на груди и рукавах... Волосы схвачены тонким обручем белого металла" (Чин, Ак-Нинчи)
"Узорчатое кимоно с широкими рукавами, стянутое под грудью вышитой повязкой" (Масако Тодзи)
То есть - халаты, шаровары, кимоно, широкие пояса и повязки, платки и шали. Возможны платья (мы все же не реконструкторы), но не европейско-средневекового вида. Платье можно дополнить опять-таки платком. Чадра, хинджаб и прочие прелести не требуются! (Заворачиваться по самые глаза а-ля шахидка не надо).
Кабир. Мужские:
"Чекмень темно-синего сукна, подпоясанный алым кушаком, островерхая шапка с косицей гонца, остроносые ичиги на ногах и непременный ятаган за кушаком" (гулям эмира)
шелковая каба (у меня в "Энциклопедии моды" написано, что это "традиционная одежда типа кафтана")
белая пуховая чалма и халат цвета индиго
восьмиугольная тюбетейка, шерстяной халат-джубба (Друдл Муздрый)
короткие холщовые штаны, просторная рубаха, кожаный фартук (подмастерье-кузнец)
короткий плащ, фиолетовый с серебром (цвета дома Анкор) - Кос ан-Танья, дворецкий Чэна Анкора
шаровары
марлотта (плащ с капюшоном, подобием откидных рукавов и застежками на груди. Может надеваться поверх доспехов)
длиннополый халат со стоячим воротником (привратник в Мэйлане)
Тоже - халаты, кимоно, широкие пояса… На иллюстрациях (см. Приложения) видны короткие кимоно, напоминающие японские; воротники-стойки; узорчатые ткани (это и к женским костюмам относится). Подпоясанная свободная рубаха и штаны тоже сгодятся, только постарайтесь не выглядеть слишком по-славянски.
Шулма:
чекмень, лисий малахай, костяные украшения на кожаном шнурке
шаман Куш-тенгри: длиннополый и просторный халат, от ворота до подола увешанный какими-то побрякушками из темного металла
Упоминаний шулмусского костюма в "Пути меча" не в пример меньше. Но шулмусы -кочевники-скотоводы и вполне могут быть приравнены к монголам. Поэтому отсылаю интересующихся к описанию монгольского костюма.
Полынь - шаманка Ниру
"Мое королевство", № 26, февраль 2004 г.
Монгольский костюм
Составители:
Ольга Берелехис, Мария Фрид
"Одежда - бог, тело - дьявол"
(монгольская поговорка).
Монголы - народ достаточно молодой, само его название восходит лишь к временам Чингис-хана. Монгольское платье мало менялось с тех пор, поскольку оно как нельзя лучше адаптировано к условиям жизни в степи и к ежедневной деятельности кочевников-скотоводов. Изготавливали его из шкур диких и домашних животных, меха, замши, шелковой, шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Что касается цвета, то в одежде монголов часто встречаются ярко-красный и небесно-голубой, и, хотя желтая одежда сейчас носится только ламами, есть свидетельства, что в период империи желтое носили обычные люди. Видов национальной одежды в Монголии было очень много, этнические группы различались по манере ее ношения, отделке, выбору цвета и украшений. Мы же остановимся лишь на базовых моделях.
Халат
Основная одежда и мужчин, и женщин - длинный халат без плечевого шва с запахом спереди. Монгольский халат всегда застегивается слева направо и традиционно имеет пять застежек. Современные халаты обычно имеют декоративно вырезанные полы и маленькие круглые вырезы горловины. Однако на изображениях монголов времен империи мы видим халаты, похожие на те, которые продолжают носить ламы в современной Монголии: с более открытым вырезом, без воротника и с очень просто скроенными полами (см. рис. 1-2).
Как правило, длина мужского халата - чуть ниже колена. Женская одежда обычно длиннее мужской, у знатных женщин она доходила до земли. Широкие рукава - редкость и, возможно, особенность только женского придворного платья; большинство халатов прошлого и настоящего имеют длинные прямые рукава, скроенные так, чтобы можно было закрывать кисти рук в холодную погоду. Отвороты ("лошадиные копыта"), встречающиеся в наши дни, возникли предположительно под манчжурским влиянием и не встречались до 17-го века.
У князей и чиновников были в употреблении широкие халаты китайского и маньчжурского образца (ширина достигалась за счет вставки клиньев в боковые швы).
Изготовление
Сконструировать халат несложно. Собственно, выкройка прямой рубашки без кокетки может быть легко переделана в выкройку халата: достаточно удлинить ее на необходимое количество сантиметров, расширить линию низа для расклешения и добавить запах к левой полочке.
На рис. 3 показана простая схема выкройки. Можно использовать также выкройку с цельнокроеным рукавом (рис.4). Обычные пропорции халата: ширина подола к ширине плеча 3:1, длина по среднему шву к ширине подола 4:3, ширина рукава к длине рукава 1:3.
Для халата традиционного покроя берется полотнище ткани в три длины изделия и складывается втрое поперек. Если ткань набивная, ее нужно несколько больше - для подгонки рисунка. Одну длину отрезают, она идет на дополнительную левую полу, рукава, воротник, подкройную обтачку. Из оставшейся ткани выкраивают правую и левую половины халата. Для этого ткань по линии сгиба делят на три равных отрезка и соединяют эти точки с серединой нижнего края. Линия сгиба - это линия плеча халата (рис. 5). Получившиеся детали складывают лицом к лицу и сшивают по кромке до линии плеча, примеряют, прорезают горловину.
Из оставшегося полотнища кроят рукав прямоугольной формы. Несшитые рукава пришиваются к халату по линии проймы, после чего изделие сшивается по боковым швам и швам рукавов. Выкраивают дополнительную левую полу (треугольник, наставляющийся на левую полу для увеличения запаха), воротник (стойка-шалька до начала запаха), из остатков - подкройные обтачки переда, низа изделия и низа рукавов. Все это пришивается.
В первом приближении халат можно считать готовым, однако, если шить как следует, то стоит посадить его на подкладку. Подкладка кроится и шьется точно так же, как и верх, можно простегать ее с ватином или синтепоном.
Как носят
Подпоясывают халат кушаком - широким поясом длиной 7-3 метров, шириной 40 см, из ткани, сочетающейся с материалом халата. Концы кушака не свисают вниз, а заправляются. Пояс, как и шапка, является необходимой деталью одежды, символом достоинства личности.
За пояс мужчины заправляют кисет для табака далин. Он имеет вид вытянутого четырехугольника с разрезом в центре и украшением по коротким сторонам. Носят его заправив за пояс напополам, чтобы украшения были одно над другим. На поясе также носят нож в ножнах, огниво и кремень. Они прикрепляются пуговицами или тесемками с пряжками.
Поверх халата могла одеваться курма - широкая, застегивающаяся на груди кофта, позаимствованная у маньчжуров. В непогоду поверх халата надевали плащ цув из красного сукна с желтой каймой. Кроится он так же, как халат, но передние полы у него короткие, до талии, а сзади до талии идет разрез. К нему прилагается капюшон в форме четырехугольника, скругленный по одному углу на затылке. К передним концам капюшона пришивались тесемки, сам капюшон к плащу не пришивался.
Нижняя одежда
Нижняя одежда и у мужчин, и у женщин обычно состоит из штанов и рубашки. Материал выбирается в зависимости от времени года.
Рубаха шьется из хлопка или льна однотонной расцветки. За основу опять-таки можно взять выкройку обычной прямой рубашки без кокетки, удлинив ее так, чтобы она доходила до колена. Для расклешения в каждый боковой шов вставляется 1-2 клина. Для "историчности" можно избавиться от проймы. Для этого нужно продлить линии плеча и бокового шва до пересечения, а рукав скроить прямоугольным. В качестве основы можно использовать также выкройки европейских рубах раннего средневековья.
Штаны - либо из одного куска материи со сгибом по шаговой части и пришитым поясом, в который продернут шнурок, либо из двух деталей со швами по бокам и по шагу.
Кроме того, женщины могут носить нижние юбки с прямыми передней и задней деталями и боковыми вставками в плотную складку.
Обувь
И мужчины, и женщины носили гутулы - кожаные сапоги с загнутыми вверх носками и толстой, двухслойной подошвой (второй слой делался из войлока). Их форма со времен империи фактически не менялась. На рис. 6 показан покрой монгольского сапога. Детали сшивались кожаными ремешками встык.
Рис. 6. Покрой монгольского сапога
Головной убор
Со времен Чингиз-хана монголы носили множество разнообразных головных уборов (насчитывается более ста видов). Мы рассмотрим лишь один из них (рис. 7). Эта шапка проста в изготовлении, к тому же она подходит и мужчинам, и женщинам. Подобные шапки обычно шились из шелка, часто с подкладкой из хлопка или меха. Для тульи самыми популярными были голубой и красный цвета, отделка полей часто контрастировала с тульей. Широко использовались меховые оторочки, особенно у зимних шапок. Тульи зимних шапок утеплялись стеганой подкладкой. На полях возле висков иногда делались маленькие V-образные прорезы.
Головные уборы богато украшались вышивкой, декоративными швами, расшивались бусинами, у знати - драгоценными камнями. Использовались также пуговицы, сплетенные из шелкового шнура, кисти или бахрома алого шелка, пришитые к верхушке тульи.
Шапку могли носить с платком, который повязывался вокруг головы и помогал удерживать головной убор на месте.
Изготовление
На рисунке 8 приведены примерные размеры. Прежде чем шить шапку из хорошего материала, лучше попробовать сделать это из ненужной ткани, чтобы как следует подогнать изделие.
Чтобы сделать тулью, выкройте четыре клина из основной ткани, плюс еще по четыре клина из подкладки и клеевой ткани. Укрепите детали из основной ткани клеевой прокладкой. Складывая детали лицевыми сторонами, сшейте длинные стороны, чтобы получить конусообразную форму. Так же сшейте детали подкладки. Вложите подкладку в лицевую часть изнаночными сторонами друг к другу, совмещая швы. Смечите тулью и подкладку по швам, немного не доходя до нижнего края.
Для полей выкраивается две детали: из основной ткани шапки и из контрастной по цвету отделочной. Дополнительно из бортовки или шляпного фетра выкраивается такая же деталь, но на 2,5 см меньше по всем краям, для придания жесткости (если для этой цели используется клеевая, укрепите ей деталь из основной ткани). Сшейте детали из основной и отделочной ткани по коротким краям. Затем, сложив детали лицевыми сторонами друг к другу и совместив швы, сшейте их по внешнему (более широкому) краю. Срежьте лишнюю ткань и выполните надрезы через каждые 1,5-2 см от края до шва, не повреждая шов. Выверните и прогладьте. Вложите бортовку или фетр внутрь полей. Внутренний край полей из основной и отделочной ткани сметайте между собой.
Сложите тулью и поля вместе (лицевая сторона тульи к стороне полей из отделочной ткани), совмещая швы. Сколите тулью с внутренним краем полей, не захватывая подкладку. Сшейте. Подверните необработанный край подкладки тульи и заколите так, чтобы подкладка скрывала шов. Пришейте подкладку к полям и отогните поля наверх (рис. 7).
При желании к такой шапке могут быть добавлены "хвосты" (рис. 9). Они обычно делались из красного шелка или атласа, часто украшенного вышивкой, с подкладкой из той же ткани или из гладкотканого шелка. Чтобы сделать "хвосты", выкройте две полосы ткани шириной 5-9 см и длиной приблизительно 65 см и две таких же полосы подкладки. Срежьте один конец каждой полосы наискосок. Сложив ткань с подкладкой лицевыми сторонами, сшейте их, оставив верх открытым. Выверните и прогладьте. Подогните открытые края верха внутрь и зашейте. Сложите хвосты один на другой и пришейте их к задней части полей у основания заднего шва, лицевой стороной наружу.
Прическа
Изображения монголов из персидских и китайских источников показывают, что мужчины и иногда женщины носили волосы, заплетенные в косы. Волосы могли быть разделены на две косички, каждая из которых делилась на три косы. Концы кос могли быть затем уложены петлей и привязаны к верхней части косы за ушами. Мужчины также брили, голову сверху и с боков, обычно оставляя только короткую прядь волос спереди и длинные волосы сзади.
Источники
http://vik-orda.narod.ru/archiv/ar_002.htm
http://steppe.hobi.ru/works/robes.html
http://members.aol.com/noramunro/Mongoliana/index.htm
http://www.geosities.com/kaganate
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/shoe/SHOES/SHOE46.HTM
назад
Сайт создан в системе
uCoz